Пожалуй, самым важным нашим открытием является комплекс Хроноса — без него не была бы построена и осмыслена динамическая модель психопатий; диаграмматический формализм также лишился бы половины диагностической силы. Психическое наполнение комплекса Хроноса — острое переживание субъектом смертности и бессмертия, специфическое отношение к своему творчеству и своим потомкам. Помимо прочего, Хронос проявляется в прокрастинации, бесплодном самокопании, тревожности, бессонице, постоянных опазданиях. В общем, хронотический клиент испытывает трудности при взаимодействии со стихией времени: будь то время психическое или внешнее.
Однако мало найти красивую интерпретацию или убедиться, что наличие одних проблем коррелирует с наличием других. Всегда необходимо искать простой способ проверить реакцию субъекта на бессодержательные, почти механистические, стимулы. Только в этом случае мы получаем инструмент, который в перспективе можно превратить в объективную процедуру, не зависящую от интроспекции испытуемого и влияния наблюдателя. Первым значительным шагом в этом направлении является использование обычного метронома. Сама по себе идея не нова — метроном был использован еще Вильгельмом Вундтом, отцом экспериментальной психологии. Серия занимательных интроспективных экспериментов позволила Вундту открыть важные свойства сознания: структурность и финитный объем.
Мы же обратили действие метронома не на сознание, а на бессознательное, как и подобает настоящим психоаналитикам. Для этого испытуемым было предложен превратить метроном в источник фоновых, почти подпороговых стимулов. Метроном помещался в квартире (или на рабочем месте) испытуемого, его громкость регулировалась таким образом, что сами по себе щелчки не заставляли обращать на себя внимание. При необходимости метроном помещался в контейнер, накрытый тяжелой тканью. Оптимальным вариантом являлась ситуация, когда испытуемый вовсе забывал о метрономе.
Несущая частота — частота, на которой метроном работает в фоновом режиме.
Испытуемые изначально не делились на группы. Однако качественно различные реакции на метроном позволяют осуществить это деление пост-фактум.
Группа 1. Спустя некоторое время (от получаса до нескольких часов) испытуемый начинает ощущать смутную тревогу. Тревога медленно нарастает, пока не выходит на плато. Предельный уровень тревог варьируется внутри группы: от небольшого беспокойства до полной невозможности сконцентрироваться на чем-либо. Выключение метронома не приводит к быстрому спаду тревожности. Однако если испытуемый поменяет ритм метронома, тревога исчезает, испытуемый испытывает сильное облегчение. Эффект не зависит от несущей частоты, от знака и величины ее изменения.
Группа 2. Имеется одна или несколько несущих частот, попадание в окрестность которых стимулирует у испытуемого возникновение ассоциативных цепочек, актуализацию вытесненных воспоминаний. Повышение тревожности наблюдается редко. Смена частоты приводит к исчезновению эффекта.
Группа 3. Короткая последовательность щелчков (от 5 до 8) вне зависимости от несущей частоты вызывает остро нарастающее раздражение вплоть до агрессии. Преодолев раздражение, испытуемый продолжает обычную активность, но пребывает в подавленном состоянии. На фоне подавленного состояния могут возникать повторные вспышки раздражения. Эффект не зависит от несущей частоты, не зависит от смены ритма. Эффект быстро и полностью исчезает, если выключить метроном. Использование тяжелой ткани (или пониженной громкости, если используется электронный метроном) позволяет утверждать, что объяснение эффекта не сводится к простой физиологической реакции на громкие щелчки или к гиперестезии.
Группа 0. Метроном не вызывает никаких эффектов. В дальнейшем эта группа может быть использована как контрольная в других экспериментах с использованием метронома.